Понедельник, 17 ноября, 2025

Заложники в Газе: произошел тектонический сдвиг в стратегии Израиля?

Избранное

Когда стоимость спасения становится выше самой жизни, стратегические императивы неизбежно меняются. Недавнее решение военно-политического кабинета Израиля отражает фундаментальную переоценку ценностей, где жестокая арифметика войны диктует новые приоритеты.

Есть моменты в политической истории, когда под давлением обстоятельств самые священные общественные договоры пересматриваются. Для Израиля таким общественным договором всегда был негласный обет: «Не оставлять своих». Вся нация строилась на этом фундаменте — от операции «Энтеббе» до тысячи палестинских заключенных в обмен на Гилада Шалита. И вот теперь мы наблюдаем, как этот фундамент дает трещину под тяжестью невыносимой реальности.

Решение израильского военно-политического кабинета поставить разгром ХАМАСа выше освобождения заложников — это не просто смена тактических приоритетов. Это тектонический сдвиг в самоидентификации государства. Израиль десятилетиями выстраивал свой эпос на принципе, что жизнь каждого гражданина священна и государство сделает всё возможное для его спасения. И освобождение нынешних заложников не было исключением. 

Вместе с тем, история Израиля знает немало моментов, когда стратегия радикально менялась прямо посреди кризиса. Вспомним 1982 год, когда операция «Мир для Галилеи», планировавшаяся как ограниченная, превратилась в полномасштабное вторжение в Ливан. Или операцию «Литой свинец», которая из точечных ударов выросла в полноценную войну. Но нынешний сдвиг уникален тем, что касается не просто масштаба или продолжительности военных действий — он переопределяет сам моральный компас нации.

Внутриизраильские дебаты по этому вопросу были настолько ожесточенными, что напоминали гражданскую войну в миниатюре. В Кнессете, на площадях, в СМИ и на кухнях — везде шли баталии, расколовшие общество по живому. Семьи заложников устраивали круглосуточные протесты, их поддерживали тысячи израильтян. Противоположный лагерь, апеллируя к национальной безопасности, настаивал: только полное уничтожение ХАМАСа обеспечит безопасность в будущем. И вот чаша весов склонилась. Но какой ценой?

Арифметика этого решения жестока в своей простоте. Когда число погибших солдат ЦАХАЛ в попытках освободить заложников начало многократно превышать число самих заложников, стратегический расчет изменился. Как мрачно пошутил один израильский комментатор: «Мы перешли от заповеди ‘спасти одну жизнь — всё равно что спасти весь мир’ к формуле ‘потерять одну жизнь — это трагедия, потерять сотню — это статистика'». Но за этим черным юмором скрывается реальная дилемма: сколько жизней спасателей можно положить ради спасения заложников?

Международная реакция на этот поворот была предсказуемо разнополярной.  Европейцы традиционно разделились: одни увидели в этом необходимую жёсткость, другие — признак «военизации мышления». Арабский мир, за редкими исключениями, воспринял это как подтверждение своих худших подозрений: «Израиль всегда ставит военные цели выше гуманитарных соображений».

Некоторые аналитики сравнивают нынешнюю ситуацию с дилеммой узников в теории игр. ХАМАС и Израиль оказались в ловушке, где отказ от сотрудничества кажется рациональным для каждой из сторон, но приводит к наихудшему результату для всех. ХАМАС удерживает заложников как единственный козырь в торге за выживание. Израиль отказывается идти на уступки, чтобы не создавать прецедент для будущих похищений. В результате заложники продолжают страдать, а счетчик жертв с обеих сторон неумолимо растет.

Есть что-то шекспировское в этой трагедии выбора. Израильское общество, построенное на ценности каждой человеческой жизни, вынуждено принять решение, которое, парадоксальным образом, обесценивает жизни заложников во имя абстрактной идеи национальной безопасности. Это момент, когда прагматизм вступает в непримиримый конфликт с идеализмом, и победитель в этой схватке уже очевиден.

Возможно, мы наблюдаем рождение нового Израиля — более жесткого, менее сентиментального, готового принести в жертву святая святых ради выживания. Это Израиль, который говорит: «Больше никогда» не только в отношении Холокоста, но и в отношении 7 октября. Израиль, который решил, что лучшая защита — это не просто нападение, а тотальное уничтожение противника. Вопрос лишь в том, не потеряет ли он в процессе часть своей души.

В конечном счете, это решение кабинета министров — не просто выбор военной стратегии. Это выбор национальной идентичности. И хотя цена этого выбора измеряется сейчас в человеческих жизнях, его последствия будут отражаться на израильском обществе десятилетиями. Как гласит еврейская мудрость: «Спасти одну жизнь — значит спасти целый мир». А что значит пожертвовать одной жизнью ради спасения многих? Это вопрос, на который израильскому обществу еще предстоит найти ответ.

 Read More

​ 

- Advertisement -spot_img
- Объявления -spot_img
Новые публикации

Избранник под огнем: новая волна атак на израильскую элиту

Нападение на депутата Кнессета Йоава Бен-Цура в Иерусалиме стало тревожным симптомом эскалации политического насилия в Израиле, где под ударом...

Земельные игры: как адвокат и риелтор превратили Ашкелон в налоговый оазис

В знойных полях Ашкелона, в последние годы вызревала совсем иная культура — культура налоговой изобретательности. Прокуратура Израиля подала в...
- Объявления -spot_img

Похожие статьи

- Объявления-spot_img