Автор: Алекс Раскин
Фото: Адвокат Алекс Раскин
В ночь с 3 на 4 марта 1957 года около своего дома в центре Тель-Авива тремя выстрелами из револьвера был смертельно ранен доктор Рудольф Режё Исраэль Кастнер — директор пресс-службы в министерстве промышленности и кандидат в депутаты Кнессета от правящей партии МАПАЙ.
В течение последующих нескольких дней ШАБАК арестовал подозреваемых в убийстве — Зеэва Экштейна*, Йосефа Минкеса и Дана Шемера, которые признали вину и вскоре были осуждены за убийство доктора Кастнера к пожизненному заключению.
Осужденные отбывали наказание в привилегированных условиях. Дан Шемер даже работал в тюремном офисе.
В 1963 году все они неожиданно были амнистированы указом президента Залмана Шазара. Давид Бен-Гурион лично обращался к вдове Кастнера Элизабет с просьбой дать согласие на амнистию. Получив отказ, он якобы заручился согласием его дочери — Сузи. Впоследствии стало известно, что Зеэв Экштейн являлся агентом ШАБАКа. Уже после освобождения Зеев рассказывал, что при покушении слышал четвертый выстрел.
* * *
Вернемся в 1944 год в оккупированную нацистами Венгрию. Кастнер официально как представитель Палестинского еврейского бюро (предшественник Еврейского агентства “Сохнут”) проживает в Будапеште и возглавляет Комиссию по спасению евреев. Руководителем бюро является Бен-Гурион.
В это же время в Венгрию пребывают начальник “еврейского отдела” Адольф Эйхман, глава экономического департамента СC в Венгрии Курт Бехер*, советник по «еврейскому вопросу» в Братиславе, а затем в Греции Дитер Визлицени.
Бехер сразу же занялся изъятием у евреев ценностей, часто обещая им при посредничестве Кастнера спасение в обмен на выкуп.
К 1944 году в Венгрии проживало около 800 тысяч евреев, из которых около 350 тысяч находилось в Будапеште. Эйхман был обеспокоен возможностью евреев устроить «второе Варшавское гетто», усмирить которое немцам в сложившейся к этому времени на фронте обстановке было бы чрезвычайно затруднительно.
В 1960 году на суде в Израиле Эйхман заявил, что Кастнер предложил ему удержать своих соплеменников от сопротивления в обмен на беспрепятственный выезд нескольких тысяч евреев из Венгрии:
«Он согласился помочь уговорить евреев, чтобы они не сопротивлялись депортации и даже сохраняли порядок в пересыльных лагерях, если я разрешу нескольким сотням или тысячам молодых евреев легально эмигрировать в Палестину».
Параллельно Кастнер вел торг о размере выкупа с Бехером.
1 июля 1944 года поезд с отобранными Кастнером людьми выехал из Венгрии и прибыл в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, откуда впоследствии все были переправлены в Швейцарию. Руководил операцией Курт Бехер, заручившийся личным покровительством Гиммлера.
В поезде находилось около 1700 человек, в основном это были многочисленные родственники и друзья Кастнера, раввины, писатели и бизнесмены.
Для выкупа Кастнером, с его слов, было собрано 8.6 миллиона швейцарских франков. Бехер же, согласно его показаниям, получил только три миллиона. Где осели оставшиеся 5.6 миллиона, неизвестно.
Кастнер сдержал слово, данное Эйхману. Несмотря на то, что ему было хорошо известно об уготовленной венгерским евреям судьбе, он убеждал их не паниковать, и уверял, что все будут спасены. В результате по приказу Эйхмана было убито около 450 тысяч человек, в чем есть и вина Кастнера.
Помимо Комиссии по спасению евреев в Будапеште действовал шведский дипломат Карл Лутц, который выдавал евреям охранные документы. Лутц приобрел в венгерской столице для евреев десятки домов, объявив их территорией Швеции.
По различным оценкам, Лутц спас более шестидесяти тысяч венгерских евреев.
В июле 1944 года в Будапешт прибыл в качестве шведского дипломатического представительства Рауль Валленберг, который также продолжал выдавать евреям документы, препятствующие их депортации. Предположительно, Валленберг путем переговоров с нацистами предотвратил уничтожение Будапештского гетто, в котором находилось 97 тысяч евреев. Впоследствии гетто было освобождено Красной Армией.
Весной 1944 года, параллельно с переговорами об отправке поезда с выкупленными евреями, Эйхман обратился к Кастнеру с предложением обменять миллион евреев на десять тысяч грузовиков с продовольствием для немецкой армии.
В мае 1944 года в Турцию для переговоров по предложению Эйхмана направляется член Венгерского еврейского комитета Джоэль Бранд, который впоследствии писал, что переговоры были сорваны не без участия Моше Шарета, на тот момент возглавлявшим политический отдел Палестинского еврейского бюро.
* * *
Не исключаю, что с Кастнером связана история Ханы Сенеш. Ни в одном открытом источники нет конкретной информации о цели ее миссии в Венгрии. Везде говорится только о том, что она должна была спасти венгерских евреев и осуществлять разведывательную деятельность в пользу англичан. Обе эти версии по понятным причинам не выдерживают никакой критики. Ясно, что истинная причина попытки Ханы проникнуть в Венгрию до сих пор засекречена.
13 марта 1944 года Хана десантируется в Югославии. Но 19 марта 1944 года в Венгрии происходит государственный переворот и страну оккупируют нацисты. В день переброски Ханы об этом еще не было известно. В результате изменения обстановки переход через венгерскую границу откладывается.
13 апреля 1944 года на территорию Югославии прибыли еще два палестинских десантника — Йоэль Палаги и Перец Гольдштейн. По официальным данным, только через два месяца им удается проникнуть в Венгрию. Скорее всего, Хана сообщила своим руководителям о том, что ей не удается попасть в Венгрию и вместо нее с этим же заданием туда были направлены Палаги и Гольдштейн.
Нет сомнения, что история «поезда Кастнера» как и операция с Ханой Сенеш, Йоэлем Палаги и Перецем Гольдштейном, проходила под контролем Давида Бен-Гуриона и Моше Шарета.
В Будапеште Палаги и Гольдштейн встречаются с Кастнером, чем однозначно подвергают его опасности.
Палаги рассказывал, что Кастнер уговаривал их пойти сдаться в гестапо, выдать себя за представителей еврейского центра, чтобы создать у немцев впечатление заинтересованности сионистов в сделке с ними.
Так или иначе, Палаги и Гольдштейн были арестованы гестаповцами. Информации, как именно и где они были схвачены, нигде нет. Палаги удалось бежать, а Гольдштейн был отправлен в концлагерь Ораниенбург, где 1 марта 1945 года его расстреляли.
Хане Сенеш, видимо, об этих событиях ничего не было известно. Только в июне 1944 года, согласно старому плану, она переходит венгерскую границу и сразу же попадает в руки венгров.
* * *
Кастнер прибывает в Израиль в 1947 году и сразу занимает видное положение в партии МАПАЙ, возглавляемой Бен-Гурионом (предшественница партии «Авода”).
На Нюрнбергском процессе Кастнер свидетельствовал под присягой в пользу нацистов Ханса Юттнера, Дитера Вислицени и Германа Крумея, в результате чего те избежали наказания.
Впоследствии Дитер Вислицени, отвечавший за уничтожение евреев в Словении, был выдан Братиславе и приговорен там к смертной казни.
По возвращению из Нюрнберга Кастнер написал министру финансов, а ранее казначею Сохнута Элиэзеру Каплану, что именно благодаря его стараниям Бехер был освобождён. Скорее всего, свидетельство Кастнера было связано с пропавшими 5.6 миллиона швейцарских франков или другим имуществом евреев, находящимся у Бехера.
В Израиле Кастнер считался спасителем евреев, и история с ним не получила бы дальнейшего развития, если бы в 1952 году Малькиэль Грюнвальд, венгерский еврей, переживший Катастрофу, не обвинил бы его в связи с нацистами и причастности к уничтожению евреев Венгрии.
Прокуратура от имени государства привлекла Грюнвальда к уголовной ответственности по обвинению в клевете. Но суд против Грюнвальда обернулся разбирательством дела Кастнера. 22 июня 1955 года судья Биньямин Халеви признал Грюнвальда невиновным. В приговоре он подчеркнул, что немцам удалось депортировать венгерских евреев именно благодаря Кастнеру, который продал душу дьяволу.
На решение судьи Халеви прокуратура подала апелляцию в Верховный суд. Видимо, к этому времени Кастнер для кого-то стал представлять опасность.
ШАБАК отменил охрану Кастнера, и вскоре тот был ликвидирован.
Верховный суд принял апелляцию, осудил Грюнвальда за клевету к трем годам условного лишения свободы и к штрафу, а с Кастнера тремя голосами против двух снял все обвинения. правда, посмертно*.
* * *
На сегодняшний день все документы, связанные с убийством Кастнера, остаются засекреченными. В 2019 году историк Надав Каплан в рамках исследования дела Кастнера обратился в БАГАЦ с требованием обязать ШАБАК рассекретить документы.
В процессе слушания дела ШАБАК рассекретил несколько маловажных документов, в результате чего 13 сентября 2021 года БАГАЦ под председательством Эстер Хают отклонил иск Каплана, указав, что в том нет необходимости, так как ШАБАК уже сам добровольно рассекретил некоторые документы.
Многие историки считают, что роль Кастнера в уничтожении венгерских евреев значительно бОльшая, чем об этом известно. Правда, внучка Кастнера, лидер партии «Авода» Мейрав Михаэли, периодически пытается обелить имя своего деда. В 2018 году в честь Кастнера она зажгла Свечу памяти во время церемонии, проходящей в израильском парламенте в День героизма и Холокоста еврейского народа, чем вызвала скандал.
Автор – известный израильский адвокат, бывший сотрудник Управления полиции Израиля по борьбе с международной организованной преступностью и государственный обвинитель в уголовных судах
ПРИМЕЧАНИЯ